Святая равноапостольная Елена (вторая половина III века – первая половина IV века) – мать римского императора святого равноапостольного Константина I Великого, который подписал Миланский эдикт, позволяющий свободно исповедовать христианство. Елена приняла святое Крещение и совершила паломническое путешествие на Восток, во время которого посетила места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и, согласно преданию, чудесным образом обрела Крест, на котором был распят Спаситель.

Немногочисленные свидетельства о жизни святой Елены сохранились в сочинении ее современника, церковного историка Евсевия Кесарийского "Жизнь блаженного василевса Константина", составленного в 337 году после смерти императора Константина Великого. Некоторые сведения также содержатся в поздних сочинениях церковных историков IV – VIII веков.

Согласно Евсевию Кесарийскому, святая Елена была родом из города Дрепана в Малой Азии (неподалеку от современной деревни Херсак (Hersek) в районе Алтынова провинции Ялова, Турция), впоследствии переименованного Константином в Еленополь. Она родилась, по предположению исследователей, между 248 и 257 годом. Святая Елена происходила из незнатной семьи. Святой Амвросий Медиоланский называет ее хозяйкой постоялого двора. Она была гражданской женой римского военачальника Констанция, ставшего впоследствии императором под именем Флавий Валерий Констанций (Констанций I Хлор). Между 270 и 275 годами у них родился сын Константин. О других детях Елены ничего неизвестно.

Констанций, принимавший активное участие в военных действиях под командованием императором Максимиана, оставил Елену и женился на падчерице Максимиана Феодоре. В 293 году он был назначен Цезарем, а в 305 году становится Августом. После смерти Констанция императором был провозглашен его сын Константин. Константин приблизил ко двору свою мать Елену. В 324 году она получает титул августы и василисы с именем Флавия Юлия Елена Августа.

По сведениям Евсевия, Елена приняла христианство под влиянием императора Константина. В преклонном возрасте она отправилась в путешествие по Святой Земле, как сообщает историк, "чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131: 7)". По мнению некоторых исследователей, это произошло около 327–328 годов. В это время в Иерусалиме император Константин разрешил разрушить языческий храм, построенный над местом погребения Спасителя. Также он "повелел до значительной глубины раскопать саму почву... и, дав обильное пожертвование, повелел около спасительной пещеры строить с царским великолепием и богатством приличный Богу молитвенный дом". Святая Елена наблюдала за раскопками и строительством храма Гроба Господня. Поздние источники сообщают об обретении Еленой священных реликвий: Креста Господня, таблички с Креста и гвоздей, однако Евсевий Кесарийский не упоминает об этом.

Кроме храма Гроба Господня, святая Елена построила храм на месте рождения Спасителя в Вифлееме – базилику Рождества Христова, и храм на месте Вознесения Господня на Елеонской горе. На Святой Земле Елена "осыпала бесчисленными благодеяниями... народонаселение городов", помогая всем нуждающимся.

Святая Елена умерла около 330 года в городе Никомедия (современный город Измит, Турция) в Малой Азии, дожив почти до восьмидесяти лет. Тело императрицы, по мнению некоторых исследователей, было перенесено императором Константином в Рим.

Самые ранние изображения святой Елены сохранились на монетах и медалях первой четверти IV века, где императрица изображена с большими глазами и крупным носом с горбинкой в профиль.

В византийском и древнерусском искусстве святая изображается в парадном императорском одеянии с короной-стеммой на голове. Часто встречается композиция, на которой святые равноапостольные Константин и Елена изображены слева и справа от Креста Господня, как например, на стеатитовой иконе XII века из собрания Полоцкой художественной галереи. Подобным образом святая Елена представлена на самых ранних изображениях в древнерусском искусстве – в росписях Софийского собора в Киеве 1040-х годов и в росписях Мартириевской паперти Софийского собора в Великом Новгороде конца XI – начала XII века. На иконах святая Елена изображается, как правило, с императором Константином или в числе избранных святых, как например, на новгородской иконе с избранными святыми XV века из собрания Государственного Русского Музея. Единоличные изображения святой встречаются редко.

День памяти святой равноапостольной Елены – 3 июня (21 мая по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Белякова Е.В. и др. Елена // Православная энциклопедия. Том XVIII. М., 2008. С. 293–297.

2. Четыре книги Евсевия Памфила,епископа Кесарии Палестинской "О жизни блаженного василевса Константина" По изданию: [Евсевий. Жизнь Константина]/Перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; Примеч.: Калинин А. М., 1998.

3. Беляев Л.А. и др. Гроб Господень // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2007. С. 136–150.

4. Беляев Л.А., Лисовой Н.Н. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2007. С. 124–136.

5. Диак. Желтов М.,. Лукашевич А.А., Квливидзе Н.В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 160–171.

6. Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки // ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173– 180.

7. Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: конца XI – первая четверть XII веков. СПб., 2004.